Исторические хроники кофе в России

Время чтения: 6:20

Ссылка на статью успешно отправлена!

Сейчас мы даже не задумываемся о том, как кофе оказался в России. Хотя всего 3 века тому назад этот напиток был редкостью и использовался только в лечебных целях. Именно его прописал придворный врач царю Алексею Михайловичу «против надмений, насморков и главоболений». И, возможно, кофе бы так и остался лекарством. Но в 1697 году он полюбился Петру I во время поездки в Амстердам, что повлекло за собой новую страницу в кофейной истории России.

Начало XVIII века придворная знать встретила уже с этим новым напитком, обязательным для выпивания на балах, приемах и в частном порядке. Такой порядок подразумевал указ императора. Последующую меру он принял на открытии Кунсткамеры: «Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным в самих этих комнатах». Подобный подход хотя и был щедрым, на деле отпугивал многих современников Петра I, потому что заморский насыщенный напиток представлялся им чужеродным и чересчур крепким.

Тем не менее, к кофе все-таки образовался интерес. За полстолетия в Санкт-Петербурге появились специализированные кофейные дома, в которых покупали зерно к императорскому столу. Учредительницей первого из них считается императрица Анна Иоанновна, которая каждое начинала утро с чашки кофе, поданного в постель. К слову, она была не единственной любительницей напитка! По легенде, Екатерина II за день выпивала по пять умопомрачительно крепких чашек, и на каждую уходило по 400 грамм кофе (но возможно, что это просто красивая легенда, т.к. всерьез представить ощущения человека после такого кофеинового удара затруднительно).

К концу XVIII века кофеен в северной столице насчитывалось немало, и некоторые из них уже заслужили особую репутацию. Таким было кафе «Доминик» швейцарца Д. Риц-а-Порта. В нем подавали кофе, чай, сладости и горячие блюда. Чуть позже неподалеку открылась Кондитерская С.Вольфа и Т.Беранже. Считается, что именно отсюда А.С.Пушкин отправился на роковую дуэль с Ж.Дантесом.

«Кофий», тем не менее, оставался удовольствием крайне недешевым и элитным. Не случайно кофейные зерна были желанным и ценным подарков в том числе и на самом высоком, международном уровне. Например, в 1791 году Россия с Крымом при подписании мирного договора с турками, среди дипломатических подарков от Османской империи русскому престолу досталось и 37 пудов (около 600 кг) кофе.

В Москве накануне наполеоновского вторжения уже насчитывалось 11 кофеен – это при том, что «старая столица», в отличие от Питера, традиционно была «чайным», а не «кофейным» городом. Показательна история купца Ивана Бажанова, который практически «пошел по миру» после пожара 1812 года, но после войны смог поправить свои дела, лишь открыв недалеко от Театральной площади быстро набравшую популярность кофейню, где потом собирался весь московский литературный бомонд. Да, да, речь идет о знаменитой «кофейне Печкина», где собирались и участвовали в импровизируемых постановках, диалогах, сценках писатель Александр Герцен, историк Тимофей Грановский и литературный критик Виссарион Белинский и многие, многие другие. Завсегдатаем заведения являлся и актёр Михаил Щепкин (в честь которого в будущем назовут знаменитое театральное училище). Афанасий Фет писал о ней так: «Кто знает, сколько кофейня Печкина разнесла по Руси истинной любви к науке и искусству». Именно это кафе послужило драматургу Александру Островскому прообразом трактира в пьесе «Доходное место».

Одним из поворотных событий в российской кофейной истории стала выставка садоводства 1884 года. Среди участников ее посетили бразильские фермеры, представившие обществу лучшие образцы своего кофе. Для многих они задали новую планку вкуса и качества, что положительно повлияло на установление более крепких торговых отношений между странами.

В начале XX века в Россию кофе импортируется уже массово. Кофейный импорт растет от года к году и в 1912 году достигает аж 608 000 пудов (почти 10 тыс. тонн). Через Петербург поступает в основном бразильский кофе, а через порт Одессы – более дорогой аравийский «мокко». 

В советские времена кофейный напиток не пользовался популярностью как «продукт буржуа». Только к периоду «оттепели» он снова стал появляться на полках, но скоро вновь пропал из-за дефицита. На смену пришел цикорий и похожие заменители, а к 1990-м в продаже появился растворимый кофе.